Суриковы в Красноярске давно. Судя по всему, первые Суриковы появились в Красноярском остроге вскоре после его основания. Казаки Суриковы участвовали в конце XVII века в Красноярском бунте (сейчас эти события чаще называют «Красноярская шатость»), когда красноярцы восстали против произвола воеводы и изгнали его, а потом ещё двух воевод подряд. В течение нескольких лет Красноярском управляла избранная восставшими «дума», в составе которой были и казаки Суриковы.
Предки художника несли казачью службу. В семье сохранился сундук прадеда Ивана Петровича Сурикова, датированный 1805 годом.
Дед (полный тёзка художника) Василий Иванович Суриков был сотником в Туруханске, его жена была родом из казаков Черкасовых. Предки Сурикова по материнской линии – казаки Торгошины. Рассказывая обо всём этом своим биографам, Суриков гордо заявлял: «Со всех сторон я природный казак. Казачество моё более чем двухсотлетнее».
Таково было самоощущение художника, он дорожил казачьими страницами истории своей семьи, на самом известном своём автопортрете он изобразил себя в красном казакине, за границей представлялся русским казаком.
А был ли Суриков казаком?
Не всё так просто. Справедливости ради надо заметить, что с точки зрения государства Суриков казаком не был. Как так получилось?
Казаками были дед и дяди художника, но его отец Иван Васильевич стал чиновником, получил в гражданской службе обер-офицерский чин. Если бы Иван Васильевич дослужился до чина 9-го класса (титулярный советник), то он получил бы личное дворянство, а дети его – права потомственных почётных граждан. Но пределом его карьеры стал предыдущий чин 10-го класса (коллежский секретарь). Поэтому в официальных анкетах статус Василия Сурикова формулировался так: «из обер-офицерских детей». Таким образом, Василий Суриков официально не принадлежал ни к казакам, ни к дворянам, ни к крестьянам, его скорее можно назвать словом «разночинец».
Торгошины за некоторое время до рождения художника были переведены из казачьего сословия в крестьянское, и мать художника Прасковья Фёдоровна при рождении была записана крестьянкой.
Сословия в Российской империи – сюжет интересный. Это не были жёсткие группы, как варны в Индии или даже сословия в Западной Европе. Сословий в России было много, и поменять сословный статус при желании было несложно. Крестьянин или мещанин, занявшись торговлей и приобретя определённого размера капитал, мог стать купцом. Казак, оставивший службу ради других занятий, терял связь с казачьим сословием.
Но помимо крестьянства, мещанства, купечества, дворянства, духовенства и казачества (известных всем) были и более мелкие группы сословного или околосословного типов, например, личные и потомственные почётные граждане (выше купцов, но ниже дворян). Такой группой были и классные художники (выпускники Академии художеств), поэтому после окончания Академии Суриков обозначал свой статус как «классный художник I степени». Такой группой были и академики Академии художеств, они тоже имели особый статус и права. Именно к этой группе художник был причислен в конце XIX века.
Однако сам Суриков ощущал себя казаком и смог передать такое позиционирование сквозь века: он много рассказывал о своих казачьих предках, изображал себя в казачьей одежде, наконец, отразил облик и судьбу казачества в своём творчестве.
Открытки В.И. Сурикова из Москвы брату А.И. Сурикову в Красноярск. 1914-1915