Смерть жены стала страшным ударом для художника, все дни он проводил в церкви или за чтением Библии, много молился и плакал, часто посещал могилу жены на Ваганьковском кладбище.

Письмо В.И. Сурикова из Москвы брату А.И.Сурикову в Красноярск от 20 апреля 1888 года о тяжелой утрате – смерти жены от болезни. Письмо с пометой: «Прочти один». 1888 г.

Письмо В.И. Сурикова из Москвы брату А.И.Сурикову в Красноярск от 20 апреля 1888 года о тяжелой утрате – смерти жены от болезни. Письмо с пометой: «Прочти один». 1888 г.

Поняв из писем брата его тяжёлое состояние, Александр взял отпуск и приехал в Москву. Художник был очень рад, показывал брату достопримечательности Москвы и Петербурга, позже Александр предложил ему переехать с дочерьми в Красноярск.

Записная книжка Александра Сурикова 1888 года с разными записями и акварельным рисунком на 19-м листе

Записная книжка Александра Сурикова 1888 года с разными записями и акварельным рисунком на 19-м листе

Записная книжка Александра Сурикова 1888 года с разными записями и акварельным рисунком на 19-м листе

В.И. Суриков с братом и дочерьми. Москва. Июнь 1888

Перед вами единственная фотография, где вместе запечатлены художник Суриков, его маленькие дочери и брат Александр.

Фотография была сделана во время пребывания Александра Сурикова в Москве и запечатлела Суриковых в тяжёлый период жизни. Слева стоит Василий Суриков, справа – Александр. Сидят – дочери художника Елена и Ольга. Снимок был сделан в известном фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко».

На фотографии старшая дочь художника Ольга обнимает младшую сестру. Елена особенно тяжело переживала смерть матери. Десятилетней Ольге на какое-то время пришлось стать опорой для отца и сестры, хозяйкой в доме. Эту роль она исполняла многие годы, до своего замужества.

Родной город и родные люди помогли Василию Ивановичу пережить горе и вернуться к творчеству. Именно в Красноярске в 1889 году он написал этот автопортрет.

Суриков В.И. Автопортрет. 1889

Суриков оставил не менее 14 своих автопортретов, написанных на протяжении всей его творческой жизни. Этот единственный запечатлел художника в тяжёлую минуту жизни, стал свидетельством возвращения Сурикова из депрессии к творчеству.

Художник пишет виды Красноярска, его старые здания, родной дом. Александр Иванович подал художнику идею написать картину о любимой народной игре – «Взятии снежного городка». Суриков загорелся этой идеей, стал работать с забытым было увлечением. Брат Александр искал натурщиков, договаривался со строителями городка в Ладейках (ныне «Каменный квартал» на правобережье). Когда настоящий городок уже был взят, а Сурикову нужно было продолжать работу, то копию городка возвели на его усадьбе. Здесь, в родном доме, в самой большой комнате – мастерской на втором этаже – Суриков за несколько месяцев создал грандиозное полотно.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Холст, масло. Государственный Русский музей

Ежегодно на правобережье Енисея в сёлах Торгашинском или Ладейском на Масленицу строили снежный городок. Он мог быть сколь угодно большим, но обязательной его частью были ворота. У них собирались защитники с хворостинами и трещотками. А нападающие на конях по одному устремлялись к городку, чтобы снести грудью лошади снежную перекладину и разрушить городок. Если это не получалось у одного всадника, за ним скакал второй, третий, четвёртый, пока наконец городок не был разрушен.

Листок с репродукцией № 164 картины «Взятии снежного городка» В.И. Сурикова, подаренная им брату Александру

С дарственной надписью В.И. Сурикова. Издание художественной фототипии К.А. Фишер, Москва, 1899

Почтовая марка 4 к. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». 1968

Взятие снежного городка было первым детским впечатлением, полученным Васей Суриковым во время первой поездки с матерью Прасковьей Фёдоровной на её родину – в село Торгашино. Мостов через Енисей тогда не было, и Суриковы ехали по льду замёрзшего Енисея. А на правом берегу Суриков увидел огромного чёрного коня, берущего городок. «Вот он-то у меня в картине и остался», – вспоминал художник много лет спустя.

Все, кто позировал Сурикову для картины, – это красноярцы и жители окрестных деревень. В правой части картины в кошеве (санях, укрытых узорным тюменским ковром) спиной к зрителю сидит племянница художника Татьяна Доможилова, рядом с ней жена губернского врачебного инспектора и известная благотворительница Екатерина Рачковская. А кучером в кошеве сам Александр Иванович Суриков, без которого эта картина не могла бы появиться на свет.


Вы не можете скопировать содержимое этой страницы