Пояс бисерный с шёлковыми кистями работы Прасковьи Фёдоровны Суриковой, матери художника. 1860-е гг.

Можно предположить, что пояс был связан мамой художника, П.Ф. Суриковой, так как известно, что она работала с бисером — в фондах есть её незаконченная вышивка, выполненная таким же мельчайшим бисером (диаметр бусин — 9 мм). Пояс поступил в музей в 1927 году от брата В. И. Сурикова — Александра Ивановича Сурикова.

При создании объемных и круглых вещей из бисера — кошельков, сумочек, чехлов на чубуки — использовалась вязка. Исполнительница нанизывала бисер на нитку согласно рисунку (если таковой предполагался), а затем вязала эту нитку крючком или на спицах, оставляя бисер по одной штуке с правой стороны.

Принадлежавший В. И. Сурикову бисерный пояс связан крючком. Этим поясом он, вероятно, подпоясывал рубаху-косоворотку в детском или подростковом возрасте (в студенческие годы и в зрелом возрасте В. И. Суриков запечатлен на фотографиях в сорочках «городского» фасона).

Елена Ярыгина, хранитель фонда предметов из ткани и кожи Красноярского краевого краеведческого музея

В крестьянском и мещанском быту пояс был необходимой конструктивной и декоративной деталью мужского костюма. Пояса были разные — тканые, плетеные, витые. Бисерный пояс в какой то мере является вариантом пояса в виде витого шелкового шнура, который заканчивался кистями. Подвязывая рубаху пояском, сзади под ним собирали сборки, а спереди делали узел на левом боку и опускали кисти вниз.


Вы не можете скопировать содержимое этой страницы