Россия времен Сурикова


— Кто правил в России в XIX веке?

— В 1825-1855 годах самодержавным правителем Российской империи был император (по традиции также – царь) Николай I из династии Романовых. Власть императора не была ограничена ничем, кроме его совести. Всех должностных лиц назначал император, парламента не было.

Император Всероссийский Николай I. Середина XIX в.

Императорские семьи были многодетными: старший сын императора носил титул «цесаревич», все остальные (царские братья, сестры, дяди, племянники и их супруги) – титул «великий князь», «великая княжна», «великая княгиня». Представители династии Романовых назначались руководителями многих учреждений и воинских подразделений. Так, великий князь Владимир Александрович был президентом Академии художеств.

Российская империя включала в себя территории современных Финляндии, Польши, Литвы, Эстонии, Латвии, Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Казахстана, Армении и других государств, а на момент рождения Сурикова – ещё и Аляску.

— Что было в Сибири?

— Почти вся Западная Сибирь входила в состав Томской и Тобольской губернии, а территория современных Красноярского края и Республики Хакасия составляла Енисейскую губернию с центром в Красноярске.

Губернаторы, назначаемые царем, обладали в губерниях всей полнотой власти. Почти все губернаторы и другие чиновники в Сибири были приезжими, так как стаж службы в Сибири позволял раньше получить повышение.

Карта Енисейской губернии. Конец XIX века

Россия продолжала расширять свою территорию: вскоре после рождения Василия Сурикова в состав России вошли земли по Амуру (южная часть современного Дальнего Востока). Все земли к востоку от Урала вплоть до Тихого океана тогда именовались Сибирью.

Сибирь начали присоединять к России за 250 лет до рождения Сурикова в ходе походов казаков. Первый поход совершили казаки под командованием Ермака, снаряжённые купцами Строгановыми (в будущем Василий Иванович напишет картину «Покорение Сибири Ермаком»). Впоследствии Сибирь присоединяли казаки, состоявшие на государевой службе: они основывали и защищали крепости (остроги), из которых потом выросли города Тюмень, Берёзов, Тобольск, Сургут, Томск, Енисейск, Красноярск, Канск, Иркутск, Якутск. От казаков вели своё происхождение и Суриковы.

Вслед за казаками в Сибирь пришли вольные крестьяне, которые стали заниматься земледелием. Дворян-помещиков в Сибири не было. Население составляли крестьяне, казаки, купцы, мещане. Очень скоро большинство в Сибири составили русские, а представители коренных народов, жившие ранее в Сибири, ушли либо на север от Красноярска (эвенки, кеты), либо на юг (татары, которых сейчас все называют хакасами). Представителей коренных народов русские называли инородцами, их обложили данью (ясаком), но в целом дали сохранить прежний образ жизни. Северные народы занимались охотой, рыбалкой, оленеводством. Минусинские татары – скотоводством и земледелием.

Большую часть Сибири покрывала тайга – густые леса, где росли сосна, ель, кедр и лиственница, которая была самым прочным строительным материалом для сибирских домов после камня и кирпича. Именно из лиственницы чаще всего строили дома в деревнях и городах, таковым был и дом Суриковых в Красноярске.

Иван Грозный принимает посольство Ермака. Пересъемка начала ХХ века

— Какой была государственная религия?

— Государственной религией было православное христианство, формальным главой церкви был сам император, ему подчинялся обер-прокурор Святейшего Синода. Синод включал высших иерархов Русской Православной церкви (митрополиты и архиепископы).

Каждого родившегося, вступившего в брак или умершего фиксировали в церковных метрических книгах. Только заключённый в храме брак считался законным. Католики, лютеране, мусульмане или иудеи вели такие же книги для своих верующих. Русский подданный должен был принадлежать к одной из традиционных религий, не принадлежать ни к одной из религий было нельзя. Развод был почти невозможен, а в случае разрешения на него повторный брак не позволялся.

Большинство жителей России числились православными, поэтому должны были не менее раза в год бывать на исповеди и у причастия. Церковные праздники были выходными днями. В любом российском городе было много православных церквей, и именно они были самыми большими и красивыми зданиями. Время определяли по солнцу, пению петухов и по колокольному звону, возвещавшему начало и окончание богослужений.

За 200 лет до рождения Василия Сурикова при царе Алексее Михайловиче была проведена церковная реформа, изменены некоторые важные для верующих обряды и иконы. Не признавшие новых церковных обрядов люди получили название старообрядцев, государство их преследовало, многие старообрядцы ушли в леса Сибири. Позднее отношение государства к старообрядцам смягчилось, но они всё равно предпочитали жить отдельно, сохраняя свои традиции. В будущем Василий Иванович отразит этот исторический эпизод в картине «Боярыня Морозова».

— В Сибири было крепостное право?

— В год рождения Сурикова в России ещё существовало крепостное право (право собственности помещиков на крестьян и крестьянскую землю).

Его Императорское Высочество Великий князь-наследник Александр II. Середина XIX в.

Его отменит только в 1861 году новый император Александр II, когда Сурикову исполнится 13 лет, и это радикально изменит всю жизнь страны. Крестьяне получат гражданские права, у них появятся свои сословные органы управления.

Но в Сибири крепостного права никогда не было. Зато было множество ссыльных и каторжан: преступников, приговорённых к ссылке или каторжным работам на определённый срок (редко – пожизненно). Так в Сибирь попали декабристы, восставшие против самодержавия в 1825 году. Мать Василия, Прасковья Фёдоровна Торгошина, помнила декабристов, которые стояли в церкви, не крестились и покидали храм, когда начиналась молитва о здравии императора.

— Каким был Красноярск?

— Сам Красноярск был маленьким городом, охватывавшим далеко не всю территорию современного исторического центра: он простирался от Стрелки до современной Красной площади (тогда она называлась Плац-Парадной, там проводились учения солдат).

Главных улиц было три:

  • Воскресенская шла от старейшего в городе Воскресенского собора на месте современного Большого концертного зала до Плац-Парадной площади. Сейчас это проспект Мира.
  • Гостинская улица начиналась от только построенного Гостиного двора (торгового центра того времени) и шла параллельно Воскресенской. Своё название Гостинская улица получила совсем недавно, до этого она называлась Узенькая, а сейчас – Карла Маркса.
  • Благовещенская улица шла параллельно Гостинской и Воскресенской. В её начале стоял Благовещенский собор. Теперь это улица Ленина. Именно на этой улице и стоял дом Суриковых.

Три длинные продольные улицы пересекались поперечными переулками. Дом Суриковых стоял недалеко от пересечения Благовещенской улицы и Острожного переулка (впоследствии – Театральный переулок, сейчас – улица Кирова). На этом пересечении была Острожная площадь, стоял острог – тюрьма (сейчас – стадион «Локомотив»).

На Острожной площади проходили публичные наказания. Пока не появилось телевидение главным зрелищем горожан были публичные казни: преступников секли розгами, били палками, отрубали руки, выжигали раскалённым металлом клеймо на лице или плече, казнили разными способами (повешение, отрубание головы, расстрел). Всё это делалось при скоплении местных жителей. Мало кто хотел пропустить увлекательное зрелище, особенно спешили на казнь дети, которые жили и учились неподалёку – с другого конца Острожной площади стояло уездное училище, в котором учился Василий Суриков.

По воспоминаниям художника, дети знали палачей по именам и смотрели на них, как на героев: сильные мощные люди ходили по высокому помосту перед всем городом, разминая мускулы перед казнью. Чем не звезда спорта или шоу-бизнеса для того времени?

Снимок с рисунка В.И. Сурикова «Палач. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова. 1891». Негатив начала ХХ века

Красноярск был небольшим патриархальным городом, но в нём начинали уже происходить серьёзные изменения: открывались новые школы, происходило благоустройство улиц. Всё это делалось усилиями не только губернских и городских властей (губернатора и городского головы), но и богатых купцов и промышленников, которые вносили свои средства на строительство многих общественно важных зданий.

Воскресенский собор на Старобазарной площади

Красноярск, конец XIX – начало XX века

Гостиный двор на Стрелке

В правой части размещался музей Приенисейского края с 1904 по 1930 годы

Благовещенская церковь

Красноярск, 1930